След сильной женщины в кино
Обзор киноновинок от Михаила Пилата
Безропотно следуя за мировыми трендами и веяниями, кинематограф в последнее время претерпел колоссальные изменения. Крутые герои боевиков отошли на второй план, а цисгендерные лирические персонажи, кажется, уже навсегда канули в небытие. Первые планы по праву занял образ сильной женщины, со всей присущей ему глубиной и неподдельной драмой.

Одной из главных сенсаций кино сегодняшнего дня можно назвать филигранную драму «Земля кочевников» — нежный фильм, который поражает зрителя не только своим степенным благородством, но и щемящей тоской. Снятая американским режиссёром китайского происхождения — Хлоей Чжао — по мотивам нонфикшн исследования Джессики Брудер «Земля кочевников: Выжить в Америке XXI века», картина рассказывает о простой женщине Ферн, которая после потери мужа и собственного жилища отправляется в путешествие по бесконечным американским дорогам, что называется, куда глаза глядят. На своём пути она встретит и других подобных ей кочевников, у каждого из них будет своя история, которую мы непременно услышим с экрана, сполна окунувшись в искреннюю горечь повествования. Искреннюю ещё и потому, что большинство ролей в фильме исполнили не профессиональные актёры, а настоящие люди с настоящими судьбами.

Одним из исключений актёрского состава является выдающаяся Фрэнсис Макдорманд, обладательница уже трёх Оскаров (последнюю статуэтку актриса взяла как раз за главную роль в «Земле кочевников»). При помощи своей героини, Макдорманд исследует дух американской жизни, раскрывая не только аспекты кочевой жизни, но и глубину личной трагедии. При этом её персонаж, под стать истинной сильной женщине, до самого конца остаётся сдержанной и малоэмоциональной, пряча себя настоящую за молчанием и целой палитрой полутонов.
ХЛОЯ ЧЖАО
CHLOE ZHAO
Американский режиссер, сценарист, продюсер.
Родилась 31 марта 1982 года в Пекине (Китай) в семье директора сталелитейной компании. Окончила Колледж Маунт Холиок по специальности «политология». После выпуска работала ивент-менеджером и барменом, затем поступила на факультет кинопроизводства в Школу искусств Тиш при Нью-Йоркском университете.
Дебютировала как режиссёр с фильмом «Песни, которым меня научили братья» (2015), который удостоился номинации на премию Золотая камера Каннского кинофестиваля. Вторая полнометражная картина - вестерн «Наездник» (2017) также получил высокие оценки критиков и был включен в список номинантов на приз C.I.C.A.E. кинофестиваля в Каннах.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ:
Премия "Золотой глобус" (2020):
Лучший режиссер ("Земля кочевников")
Премия "Оскар" (2020):
Лучший режиссер ("Земля кочевников")
Премия "BAFTA" (2020):
Лучший режиссер ("Земля кочевников")
Следуя за своей главной героиней Ферн — лицом, душой и сутью картины — «Земля кочевников» также занимается исследованием, но уже не жизни американского общества на его закате в целом, а сущности американского кино, раскрывает его мифы и секреты. Да и повествование картины способствует этому как нельзя лучше — роуд-муви один из старейших жанров мирового кинематографа, столь любимый зрителями, отлично умеет препарировать нутро общества, создавая невероятную панораму огромной цивилизации, состоящей, как правило, из обычных людей, беззащитных и одиноких, зачастую оказавшихся лицом к лицу со своими проблемами.

Во многом благодаря слаженному механизму Фрэнсис Макдорманд, создавшей на экране образ сильной женщины, и режиссёра Хлои Чжао, использующей подобный образ в реальной жизни, камерная авторская драма и стала большим мировым хитом. Помимо трёх Оскаров, в обойме ленты ещё и два Золотых глобуса, и Золотой лев Венецианского кинофестиваля, и несколько основных наград Британской киноакадемии.

«Земля кочевников», как заправский флагман, ведёт за собой целую когорту современных фильмов, в большей или меньшей степени анализирующих характеры сильных женщин. Здесь и фарсовый триллер «Девушка, подающая надежды», и наполненный саспенсом тонкий боевик «Те, кто желает мне смерти» с Анжелиной Джоли, и костюмированный байопик «Ма Рейни: Мать блюза», и отчасти даже недавние «Отец» и «Минари», где подобные женские образы тоже присутствуют, просто не выведены во главу угла.

Следующий проект Хлои Чжао — очередная глава бесконечной марвеловской саги под лаконичным названием «Вечные». Новый вызов для режиссёра, так любящего эксперименты. Первый заход Хлои на территорию больших блокбастеров. Тяжело сказать, как у неё получится вжиться в эту новую роль, но смелости этой хрупкой девушке явно не занимать.